bat (batal) wrote,
bat
batal

"Многослойная плоскость" княгини Нино Дзяпшипа

Первая персональная выставка в Абхазии художницы:  Нино Дзяпшипа

Август месяц он жаркий, но в этом году, помня о том,  что нам предстоит его особенно пережить, смягчил острия своих солнечных лучей, чередуя их с прохладными дождями. Поэтому,  когда я получил приглашение от Нино Дзяпшипа на свою персональную выставку, я не раздумывая пошел, не боясь быть опаленным солнцем. Знаете, когда я прочел ее приглашение на личной странице в интернете, я понял, что посещение уже просто неизбежно:- «Идея пригласительных: они все разные, с мини изображением тех работ, которые будут представлены на выставке. В течение нескольких дней я раскладываю такую "колоду" перед каждым приглашенным и предлагаю выбрать самим, какую именно картинку они хотят для себя. Кто-то выбирает стандартные классические работы на родные темы: храмы, море, натюрморты, портрет Фазиля, а кто-то поражает и выбирает обнаженных натурщиц, или с любовью отобранный портрет Путина. Лично я получаю огромное удовольствие, наблюдая за вашими глазами и улыбками, когда вы жадно перебираете пригласительные». Я сам уже стал частью этого перформанса  с выбором пригласительного билета на одной встрече. Пока Нино тихо вытаскивала их как колоду карт из своей изящной сумочки, я жадно роясь среди кипы пригласительных билетов в виде расписных фотографий,  все еще не был уверен,  что выбрал самую козырную. Но выбор сделал. И я не ошибся! 
625465_702645163085443_812128685_n

Выставка называется "Многослойная плоскость". Основу  выставленной коллекции составляли портреты  известных и порой весьма противоречивых фигур. Уникальная манера, найденная художницей, поражает неожиданностью. Нино пока всего лишь на пути совершенства своего мастерства и своеобразного стиля. За основу она берет фотопортреты людей, и по едва очерченным черно белым контурам на бумаге, наносит кубические и квадратные орнаменты из жидкого стекла. Ювелирная  и весьма трудоемкая работа по технике исполнения. Выставленные портреты, среди которых мне особенно понравились изображения Доминго, Джобса и  Искандера завораживали своим бело-стальным отблеском. На каждую работу, как просветила меня художница,  уходило до трех месяцев стеклогравировки. Я не удержался и прошелся тыльной стороной ладони по одному из портретов,  чтобы ощутить магию серебряной прохлады исходящей от них,  и почувствовал приятные рельефы и контуры  на ладони, едва различимые глазами.
55916_3498779085182_2040720506_o
Нино правильно выбрала и место для первой демонстрации своего творчества на Родине. Демонстрационный зал в «Атриуме Виктории»,  отдающий холодом алюминиевых конструкций, в сочетании с ярким светом, едва пробивающимся через плотные шторы в охлажденный зал, в котором висят портреты великих или просто известных людей, с отблеском  серебристой чешуи, расширяют эту многогранную плоскость сконцентрированного в едином пространстве, в котором люди, картины, и живописные полотна,  составляют некий особый мир, и одновременно является девизом и манерой исполнения художницы.
Дополняли коллекцию совершенно изумительные живописные работы, напоминающие по своей  манере иконописные произведения. Вместо привычного полотна, доски, как это было принято еще с византийского периода иконописи, и, как правило, расписанными сочными красками на сосновых, кипарисовых, а в дальнейшем и липовых досках.  Да и сама художница не отрицает такой связи, поскольку очень внимательно изучала  памятники христианской культуры,  издав замечательную книгу с кратким описанием наиболее значительных явлений христианской архитектуры, уникальных росписей храмов,  с раннего средневековья сохранившихся в Абхазии. К сожалению, книга издана маленьким тиражом и практически сразу стала библиографической редкостью. Возможно,  Нино когда-нибудь займется этой древнейшей манерой живописи. Но, как и свойственно человеку верующему, боится, вот так вот сразу, без полного внутреннего осознания необходимости и возможности, расположения души,  использовать в творчестве технику постижения красоты, доставшуюся нам из глубины веков без благословения свыше, которое,  я уверен, скоро к ней придет. И мы будем свидетелями ее творческих успехов и в этой, весьма сложной, эмоционально чувственной,  и совершенно замечательной, дарованной свыше,  манере иконописи, у порога которой она уже находится. 
нино
Но, самое главное, это впечатление совместимости, полученного от лицезрения самой выставки и личности художницы. Я знал Нино, по редким репликам, которые иной раз доходили  до меня в интернете. Пару раз видел. Пару раз слышал ее изысканное молчание. Сдержанность, духовность, нежность, аристократичность, обрамленное утонченным интеллектом, вот впечатление, которое получаешь от общения с ней. И это же ощущение покоя и красоты, тепла, прохлады и неспешности, обволакивают тебя, как только ты переступаешь порог  прохладного выставочного  зала, где незримо  и тихо царила княгиня, не только по рождению, но и по духу и ауре исходящей от нее, как это и свойственно натурам тонким, но уверенным в себе, Нино Дзяпшипа. И было такое состояние единства творчества и личности автора, которое  нынче редко сосуществует, что уходишь с праздника наполненного радостью прикосновения к чему-то прекрасному.  Многослойная плоскость живописи и графики,  находиться в размеренном равновесии с ощущением многослойности личности автора, дополняя друг друга.
Я рад, что Абхазия впервые увидела работы Нино Дзяпшипа. Я уверен, что в скором времени многие из тех, кто был на выставке, будут гордиться тем, что были первыми посетителями первой выставки у себя на Родине,  княгини Нино Дзяпшипа.
807097390108824b6638d729c4a6619d


f3123c53422a7317ae751f3557a2e01e
нино 1

Фото Валентины Вагановой
Tags: Нино Дзяпшипа, сухумские художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments