bat (batal) wrote,
bat
batal

Даур Зантария. Из прошлого.

Кавказская война и беженцы. "Если и есть история Кавказа, то это история сопротивления истории" 

Взял у agrba_tengiz http://agrba-tengiz.livejournal.com/14077.html
\
От всей души приветствуя вас, молодых историков Кавказа, хочется надеяться ,что именно вам , которые живут в обстановке широких реформ ,когда время уже не ставит ученого в ситуацию ,когда надо изловчаться, чтобы дать знать намеком о малой правде, именно вам удастся сказать всю правду о самом болезненном периоде нашей общей истории. Я попытаюсь высказать несколько своих соображений , но тут же должен оговориться ,что я не историк ,а литератор, может быть черпающий информацию больше из беллетристики, нежели из источников. Но и в документах мне приходилось копаться, кроме того, я дружу со всезнающим Русланом Гожба ,с которым вы, надеюсь познакомились. Но самое главное каждый кавказец обречен постоянно возвращаться к теме ,которую принято называть махаджирством.
Нет ничего проще, чем делать выводы задним числом. Браво тем царькам и князькам, которые на исходе позапрошлого столетия поспешили прильнуть к сапогам русской империи. Так оно и оказалось ,что Россия и Турция были перманентные враги. Россиия набирала мощь, тогда как Турция .эта Блистательная Порта ,дряхлела. И народы ,которые в эту столетнюю войну оказались за гранью дружеских штыков, теперь многочисленны. сыты и вершат наши судьбы.
Однако ,если рассуждать на примере Абхазии ,на протяжении веков она, если не считать нескольких столетий, всегда вынуждена искать союза с какой-нибудь империей. Но именно союза ,а не подчинения. То же самое было предпринято Келешбеем в начале прошлого века по отношению к России. Но как трагично это произошло на самом деле. Так получилось ,что именно властелины сделали выбор, а не народ.
Турция лучше России знала, что такое Кавказ. Иначе и быть не могло. К этому времени Россия не имела опыта затяжной войны с народами, пользующимися своим удобным для обороны географическим положением, каковыми являлись неприступные трущобы Кавказа. Турция же для склонения горцев на свою сторону умело пользовалась торговлей и идеологией, то в чем тщетно пытался Раевский убедить Николая Первого. Ограничившись номинальным себе подчинением горских племен. Турция не препятствовала местному самоуправлению и свободному оправлению собственных адатов. Если в колониальной Венгрии, например, власть на протяжении многих веков осуществлялась пашой(среди которых было немало адыгов и абхазов), то в Абхазии паша выполнял лишь роль консула, а наследственное владение принадлежало роду Чачба, династия которых существовала и до турок. Они даже не были мусульманами. Абхазы, как и остальные горцы Кавказа, всегда бывали патриотами империи до той поры, пока империя не наступала на их вольность. Тут мимоходом хочется сказать, что утверждения, будто начиная воевать с Россией, горцы не представляли могущества и многочисленности противника совершенно необоснованны. Наши предки не были глупее или невежественнее нас. Будучи близки к турецкому и египетскому двору, они прекрасно зенали политику и коньюнктуру. По крайней мере, Кабарду нельзя заподозрить в незнании России. Уж она то на кои веки была в союзе с Россией,что не помешало ей стать непримиримым врагом России, как только последняя посягнула на ее вольность. К этому я еще вернусь, а теперь о том, какой была Абхазия к моменту прихода русских. Усилиями трех владетелей, сменивших друг друга в течении 18столетия-Джигетии, Зураба и Келешбея-Абхазия к этому времени консолидировалась и укрепилась. Келешбей по всеобщему утверждению при случае мог выставитьм 25тыс конницы, имел флотилию и его намерение принять подданство России было не акт отчаяния, а желание еще больше укрепиться под покровительством более мощного из двух соперничающих держав. Его послание императору Павлу-это не просьба о покровительстве, а предложение равноправного союза. Но, очень скоро разочаровавшись в своем намерении, о чем свидетельствует прямой конфликт-нападение на форт Анаклию по левую сторону Ингур, Келешбей сделал Абхазию совершенно независимой. А разочаровался он главным образом потому, что вскоре понял. что Российская империя не так скоро приходит на подмогу, как прижимает под сень своего знамени. А убедился он в этот момент, когда Турция решила наказать его за сепаратизм и выслала к нему войско, которое, однако, не решилось вступить с ним в бой. История, как всегда повторилась: подобно тому, как тысячу лет назад Леон Абазг, при нашествии Мурвана Глухого не получивший поддержки от своего покровителя и кузена(Леон Абазг и византийский кесарь Леон Хазар были сыновьями двух сестер-дочерей хазарского кагана), справившись с врагом сам, тут же объявил себя независимым, так же поступил и Келешбей. Таким образом, семь и более лет Абхазия была абсолютно суверенной ,пока сын Келешбея от простолюдинки не подписал трактата о присоединении к России. Ни юридически, ни фактически договор этот не был правомочным, потому что этот князь ,который носил уже два имени и две фамилии?: традиционное Сафарбей Чачба и христианское Георгий Шервашидзе ,не был престолонаследником. И договором, который он подписал, кажется, в Зугдиде, он вырвал власть у Асланбека. Еще один курьез истории: Келешбея постигла та же участь, что и императора Павла, с которым он вознамерился иметь дело. Оба они пали жертвами заговоров, в которых принимали участие их сыновья.
Хотя у нас принято называть и этот шаг Сафарбея исторически прогрессивным. однако он не был согласован ни с политическими силами собственной страны, ни с союзниками Убыхами и Черкесами, в ней Сафарбей преследовал одну цель-узурпацию власти! Этим договором Сафарбей обрек свой край на расчленение, Абхазия перестала существовать как государственное целое. Таким образом, он вверг страну в небывалую по деятельности и ожесточению войну. С этого дня события медленно двигались к неминуемому финалу-этнической катастрофе. Она наступила в 60 годах с упразднением номинальной власти владетеля, что означало полную аннексию Абхазской государственной автономии и результатом этого-массовый исход в Турцию, который мы именуем махаджирством.
Кавказская война в высшей степени сплотила горцев Кавказа, но сплотила она духовно, а не на уровне политико-государственном. Наступило время героическое, но безысходное. Как бы не уверяли нас в обратном, случившееся потому и трагично, что его невозможно было предотвратить. Эта мысль мало утешает нас, но, по крайней мере, освобождает наших предков от самого худшего: от упрека со стороны потомков, якобы случившееся можно было предотвратить. Случившееся предотвратить было нельзя и тут дело не в строптивости или непримиримости, или недальновидности наших предков. Каждый из вас может дать другой исторический расклад того, как все это начиналось у вас и это будет спецификой вашего народа, но результат один и конечная судьба одна. Мир с тысячелетним вольным укладом, с цивилизацией, которая была и не европейской и не азиатской в полной мере, где государственные образования, четкие сословные структуры заменялись союзом независимых общин-этот мир столкнулся с совершенно неприемлемой для него силой. В сущности, Кавказская война была уникальная война запоздалой античности с миром, бравшим первые уроки Европы. От Кавказа вдруг стали требовать, чтобы он переориентировался с Востока на Запад, тогда как он ни Востоком, ни Западом не был, а был как раз границей этих двух стихий.
Россия захлебывалась от восторга и крови одновременно. Свой вдохновенный гимн Кавказу "Кавказский пленник", Пушкин заканчивает угрозой и пророчеством неминуемой гибели предмета своего вдохновения. Николай вырвал у Турции Адрианопольский мир, на который Пушкин откликнулся стихом(цитирую по памяти):
И далее двинулась Россия
.......................................
И пол Евксина забрала.
В свои объятия тугие.
На Кавказе был свершен небывалый в истории геноцид народов. Он начался как раз в тот период, когда антрополог Блюменбах и философ Гегель признали кавказскую расу самой совершенной европейской расой. Вердикт 1829года окончательно предрешил судьбу горцев Кавказа. Дальнейшее сопротивление, (а оно продолжалось до 1864 года, частично в 1866-67гг и 1877-78годы, а. в сущности, длится до сих пор), оно было безумно. Но не будем тут судьями ,как мы часто это делаем. Черкесская вольность полна романтики, но лишен рационализма. Героический период уходил со сцены истории, и он сопротивлялся до самого конца. Матери торопили своих детей вырасти и погибнуть за Родину. И они погибали несколько поколений. Кстати, когда эта бойня закончилась, горцы, словно удивленные, что не могут гибнуть молодыми, стали самыми большими долгожителями в мире.
Что искала Российская империя на Кавказе? Николай, который издал распоряжение о выселении или поголовном уничтожении горцев, кончил тем, что то ли вздернулся, то ли отравился. Но в этом жестоком распоряжении есть полное сознание собственного поражения: уже задолго до того, как оно было исполнено, его автор этим уже сознавался, что покорить или усмирить Кавказ ему никогда не удастся. И еще поражение заключается в том, что расу, которую тысячелетиями все империи использовали для укрепления власти. для обеспечения новых побед, наконец, для улучшения генофонда своих народов, последняя империя истребила и изгнала. Но Россия до сих пор не осознала этого. Ни один из великих русских писателей и деятелей культуры не откликнулся как-то на выселение миллионов людей, в Турцию. Кавказ еще отчаянно сопротивлялся, а для российской общественности, занятой спорами между славянофилами и западниками, Кавказ уже успел превратиться в литературу Пушкина и Лермонтова. А что касается современников, то тут, словно история России началась с восстания декабристов. все внимание, которое должно было рассеяться на длинный промежуток времени не такой уж молодой России, сфокусировано на двух веках, оставляя книжникам и узким профессионалам более ранний период, который Ленин брезгливо не включил в свою методологию-три этапа национально-освободительного движения. Мало. кто читает Нестора, мало, кто знает, какую роль сыграли касоги в Куликовской битве.
Между тем еще сказки Афанасьева в начале прошлого века пронизаны таинственным духом Кавказа и Черноморья. Эти были доходили и до пушкинской няни в далекий Псков, где,преломляясь через тысячи перспектив, через фантастические расстояния, сотни лет спустя после того, как были прекращены контакты с Кавказом.
Но эту индеферентность, наверно, надо объяснить тем, что углубление в историю потребует моральной оценки того, как поступила огромная нация, или, по крайней мере, те, кто действовал от ее имени с теми народами, с кем когда-то она начинала свою другую историю. Но сейчас разговор не об этом. Уж мы то должны знать свою историю.
А то давно ли нас убеждали в том, что переселение произошло в результате турецкой пропаганды, потому что Турция сама сманила горцев к себе. Нелепо винить Казахстан в том, что туда были выселены вайнахи. И с махаджирством то же самое. Я рад слышать, что вы тут сказали об этом.
Мне кажется, что мы непременно должны осознавать, что наши соотечественники за рубежом были и остаются беженцами в юридическом в Ооновском понятии этого слова. И что они, если этого захотят, должны быть возвращены на историческую Родину, как ингуши, крымские татры или турки-месхи. И постепенно отказываться от термина "махаджиры", заменяя его понятием беженцы.
Представление о наших соотечественниках за рубежом, как о добровольных изгнанниках-следствие тоталитарной пропаганды, но не только ее. Как ни тяжело нам в этом сознаваться, тот факт, что большая часть наших народов ушла, а осталась меньшая есть следствие раскола, который произошел внутри горского единства в последний момент войны. Остались мирные, а ушли непокорные, а мы, надо полагать, происходим как раз от первых. Именно поэтому мы должны еще больше любить и сочувствовать представителям нашей диаспоры. И при этом помнить, что как бы хорошо они себя там не чувствовали, все же наша диаспора лишена в той же Турции, Сирии. Иордании общепринятых прав и свобод. Юридически они поставлены, например, ниже армян, греков или евреев. У них нет свободы совести, возможности национального самоопределения, они не могут носить даже своих национальных имен и фамилий. И это касается одинаково и простолюдина, и министра.
Мы находимся в лучшем положении, хотя наш режим, по всему видать ,хуже, чем какой-либо. Однако настоящее самовыражение нации все-таки возможно только на своей Родине.
И последнее ,что мне хотелось сказать в контексте того, что мы раз и навсегда решили не мыслить себя в отрыве друг от друга и в отрыве от нашей диаспоры. Если мы решили ,что это должно быть так, и что отныне все мы будем работать только на это, мы вправе мечтать о возрожденном Кавказе. Неправда ,будто Кавказ спит, Кавказ затаился. Но возрожденный Кавказ хочется видеть не воинственным Кавказом, хотя без этого мы уже не мы. Под возрождением Кавказа я понимаю возрождение его исторической миссии быть связующим звеном между Востоком и Западом, беря все лучшее от Востока и Запада, но, не оставаясь ни тем, ни другим, и оставаясь собой. Только самим собой

Даур Зантария
гор. Акуа. 10.51990г.
Доклад, прочитанный на конференции молодых историков Кавказа в Абхазском государственном университете.Даур
Tags: Даур Зантария, черкесский вопрос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments