bat (batal) wrote,
bat
batal

Гагры. Остатки былой роскоши

Оригинал взят у oldcolor в Гагры. Остатки былой роскоши
Во время своего часового забега по Гаграм в прошлом году я так и не успел сделать там одно из самых интересных фотосравнений с Прокудиным-Горским. К счастью, один из френдов нашего блога сумел не только снять руины бывшей Новой гостиницы, но собрать интереснейший исторический материал!

Оригинал взят у spupper в Остатки былой роскоши

Пасмурным весенним утром, уже привычно для последних своих гагрских каникул, я оседлал велосипед. По традиции, хотя бы раз в сезон, я обязательно наведываюсь на верхнюю дорогу к старым «замкам». Там всегда прохладно, тихо и немноголюдно. Сначала я нанес визит во дворец принца Ольденбургского, чтобы убедиться в минимальных изменениях тамошней обстановки с моего последнего посещения около четырёх лет назад. Но об этом я расскажу в другой раз.

Дальше я отправился по дороге в восточном направлении и, доехав до «Колхиды», спустился на дорожку уровнем ниже, где располагается ресторан «Гагрипш». Справа от него находятся руины, которые и были целью моей прогулки этого дня.

Гагры. Новая гостиница. 1912-2015.jpg









Сложно представить себе, что почерневшие бетонные стены, скрывающиеся в густой растительности – это останки некогда элегантного белоснежного здания, одного из тех, что были построены в первые годы образования курорта. В этом здании располагалась одна из трех казенных гостиниц, носящая незамысловатое название «Новая» или «Железобетонная».










Фото с сайта Наследие С.М. Прокудина-Горского
Отреставрировали Константин и Владимир Ходаковские






«Новой» ее называли в противоположность находящейся рядом «Временной» гостинице, которая была построена двумя годами раньше. Второе же название установилось за гостиницей в силу того, что в России метод бетонирования являлся на тот момент новым и самым прогрессивным способом строительства. Это было первое здание в Гаграх, для возведения которого не были использованы ни камень, ни кирпич, ни дерево.








К началу XX века не многие из отечественных строительных специалистов освоили технологию возведения зданий из железобетона. Одним из таких специалистов был молодой гражданский инженер, а впоследствии известный архитектор, Александр Яковлевич Дубов (1877 – 1964 г.г.).



С восемнадцатилетнего возраста Дубов учился в Школе строительных десятников в Петербурге, затем продолжил учёбу в Техническом училище в Финляндии. Трудовую деятельность в России он начал в 1900 году в Петербурге на строительстве объектов Политехнического института. Сотрудничал с французскими специалистами, внедряющими в тот период в России железобетон, и приобрёл в этом направлении большой опыт и навыки.



Там, в Петербурге, перспективного инженера приметил Александр Петрович Ольденбургский, стремившийся внедрять все передовые методы при постройке Гагринской Климатической станции. Во второй половине 1903 года Дубов приступил к возведению капитального здания гостиницы по его собственному проекту, и за год строительство было окончено.






За успешное выполнение работ принц Ольденбургский наградил Александра Яковлевича серебряным именным портсигаром.



На открытии гостиницы Дубов был представлен известному бакинскому промышленнику Г.З. Тагиеву и получил отличные рекомендации от принца. Тагиев рассказал Дубову о перспективах городского строительства в Баку, предложил работу и помощь в организации строительных работ. Тот предложение принял и переехал с семьей из Петербурга в Баку. В этом городе, с которым оказались связанными вся его последующая жизнь и творчество, Александр Яковлевич создал большое количество знаковых архитектурных объектов, многие из которых сохранились до наших дней.



К началу 1905 года все шесть этажей Новой гостиницы были отделаны, а 37 номеров уже меблированы и готовы к заселению. Номера обставлялись комфортабельной и изящной мебелью известных европейских фабрик. Каждый номер имел балкон и был снабжен телефоном. Ванные и уборные имелись по одной на этаж. Гостиница обеспечивалась электричеством и паровым отоплением.


...




Здание выстроено на склоне, поэтому каждый последующий верхний этаж длиннее нижерасположенного и количество комнат на всех этажах разное. «Новая» и «Временная» гостиницы имели общую нумерацию помещений, поэтому комнаты первого этажа начинались с № 70. На первом этаже располагались также вестибюль и служебные помещения: контора, телефонная комната, швейцарская и бельевая.










Из пятого этажа был сделан выход на громадную открытую веранду, устроенную над номерами четвертого этажа. Веранда была обнесена высокими перилами и уставлена группами растений, между которыми располагались китайские зонты со столиками и стульями. К гостинице вели две дороги: одна нижняя – к первому этажу и другая, верхняя – к пятому.










В 1912 году гостиница была заново отремонтирована и обставлена новой мебелью. Вероятно тогда же пятый и шестой этажи получили надстройку над бывшей открытой верандой.



В таком виде здание просуществовало весь последующий XX век. В раннесоветский период здесь был устроен санаторий им. Рыкова, который в 1937 году переименован в санаторий им. В.В. Воровского. Позже, будучи в составе Гагрского территориального Совета по управлению курортами профсоюзов, санаторий объединил несколько корпусов и получил название «Рица».




Фото с сайта forum.ge





В рамках политики профилирования лечебных курортных заведений по направлениям, с начала шестидесятых санаторий получил специализацию по лечению хронических заболеваний органов дыхания нетуберкулезного характера. В этот период «Рица» способна принять одновременно 180 отдыхающих, и функционирует круглогодично.








Санаторий располагает библиотекой, спортплощадками, хорошо оборудованной клинико-диагностической лабораторией. Больным на месте отпускаются процедуры электросветолечения, лечебной физкультуры, массажа. Водолечебными и другими необходимыми процедурами отдыхающие обслуживаются в водолечебнице и поликлинике курорта.



Особый характер носит климатолечение в прохладное время года. В «Рице» оборудован аэрофотарий – помещение со свободным доступом свежего воздуха для проведения групповых воздушных ванн с одновременным воздействием на пациентов ультрафиолетовых лучей от искусственных источников.



В конце восьмидесятых 1-й корпус санатория «Рица» был закрыт на капитальный ремонт. И с тех пор из-за известных событий 92-93 г.г. отдыхающих больше не принимал.




На момент начала военных действий в Абхазии, здание находилось с демонтированной кровлей. Поэтому бетонные перекрытия, надежно служившие восемь десятилетий до этого, за последние годы не выдержали сырости и во многих местах обрушились. Долгое время руины скрывались за густыми зарослями, и их трудно было сфотографировать. Однако, в этот раз мне посчастливилось удачно запечатлеть фасад с разных точек, чтобы сделать фотосравнение.






1-й этаж















2-й этаж















5-й этаж











Верхний вход















Нижний вход

































Как раз во время этого занятия, к своему удивлению, я увидел в видоискатель фотокамеры двоих молодых людей – парня и девушку с рюкзачками, которые также намеревались посетить руины. В середине апреля в старой Гагре редко встретишь туристов (кроме меня разумеется), обследующих подобного рода достопримечательности. Я решил заговорить с ними и предупредил, что, мол, я только что оттуда, смотреть внутри по большому счету нечего, и лазить выше второго этажа не рекомендовал. Девушка что-то ответила, но я не разобрал.

Пока я упаковывался и снимал замок со спрятанного неподалеку велосипеда, парочка уже вышла обратно. Любопытство к коллегам по интересу заставило меня повторно заговорить с ними. И тогда, эти двое сумели удивить меня ещё раз. Они были французами!

За все утро (а было уже около полудня) на улице я не встретил еще ни одного человека, не считая сторожа во дворце Ольденбургского. Не сказать, что я сильно одичал за это время, но встреча с иностранцами при таких неожиданных обстоятельствах меня немало позабавила. Конечно, я не подал вида.

Девушка довольно сносно общалась на русском и смогла объяснить, что они ищут дворец принца Ольденбургского. Позже я подумал, уж не являлись ли они потомками белоэмигрантов, приехавшими побывать на родине предков. Тогда можно было бы иметь неплохое знакомство для доступа к французским русским архивам. Но в тот момент я просто вызвался проводить их на верхнюю дорогу, по которой они прямиком попали бы ко дворцу. Сопровождать их до конца, чтобы второй раз за утро уговаривать сторожа – это было бы уже фарсом. За пару часов до этого мы мило распрощались с ним, и я пообещал, что не буду особо афишировать его гостеприимство.

Поэтому за несколько минут, которые понадобились, чтобы подняться на верхнюю дорогу, я успел узнать, что остановились французы в Сочи, а в Гагру приехали с группой других иностранцев на однодневную экскурсию. Они со своей стороны интересовались свой ли у меня велосипед, и каким образом я его доставил в Гагру на самолете.

Пожелав моим случайным знакомым всяческих успехов, я отправился домой. Хотя и появилось неуверенное весеннее солнышко, в Старой Гагре по-прежнему было малолюдно. По дороге, на тротуарах вдоль шоссе, потом у крепости, потом ещё на площади, мне непрерывно попадались группы иностранцев. И я подумал: тогда, в принцевские времена, когда в Гаграх в 1911 году принимали первых иностранцев (германских туристов, совершавших круиз), те с восторгом отзывались о Климатической станции – детище принца Ольденбургского, ставя Гагры по удобствам выше французской Ривьеры. Почему же и сегодня, спустя столетие, иностранцев в Гагре по-прежнему интересует только то, что было построено Александром Петровичем: руины бывшей гостиницы и полуразобранный дворец? А?




При написании использованы источники и материалы с сайтов:


1. Гагры. Климатическая станция на черноморском побережье, - Типография А.С. Суворина, С.- Петербург, 1905

2. Прицкер Л.М. История курортов Абхазской АССР. Тбилиси. Мецниереба, 1987

3. СайтНаш Баку. История Баку и бакинцев.

4. Сайт Сообщество истории Баку и бакинцев.

5. Гагры. Климатическая станция, - Товарищество Р. Голикс и А. Вильборг, С.- Петербург, 1905

6. Орлов-Кретчмер А.С. Образы Абхазии : XIX - первая треть XX века. В 3-х томах, - М. Викмо-М, 2014

7. Н.В. Мгеладзе, Ш.Д. Гогохия, З.Т. Абгадж, З.И.Данелия, В.Б. Кация. Курорты Абхазии, - Издательство "Сабчота Сакартвело", Тбилиси, 1981.




Tags: Гагра, Прокудин-Горскский, наше наследие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments