bat (batal) wrote,
bat
batal

"Гагрипш": история в деталях

Оригинал взят у spupper в post

"Гагрипш": история в деталях




Побывав в Гагре хотя бы однажды, обязательно услышишь о ресторане "Гагрипш", который принято называть "визитной карточкой" города. Посетить легендарное заведение и непременно выпить чашечку кофе (конечно неприлично дорогого по местным меркам) стремится каждый, кто считает себя гагроманом. А уж фото на лестнице перед оригинальной постройкой в стиле модерн имеет любой экскурсант, оказавшийся в Гагре проездом на час. Экскурсоводы, как правило, снабдив пятиминутным рассказом об уникальности ресторана и списком посещавших его знаменитостей, отпускают туристов самостоятельно побродить по залу и сфотографироваться на фоне огромных часов. Такого знакомства с "визитной карточкой" для большинства достаточно. Но есть те, кому всегда интересны детали, и я как раз из их числа. Надеюсь, сегодняшний рассказ будет любопытен для таких дотошных исследователей, которые пожелают задержать взгляд на некоторых подробностях, подмеченных мною.









Сам я посетил знаменитый "Гагрипш" один единственный раз, двенадцать лет назад, и с той поры уже не сильно им интересовался. Нет, я всегда чтил ресторан, как главное историческое место Гагры, как его ядро, как сердцевину. Это одно из первых зданий Гагринской Климатической станции, и именно здесь в 1903 году состоялся званый обед в честь открытия курорта. Но, честно говоря, многочисленные виды со знакомым силуэтом, скопившиеся за многие годы, настолько "натерли" глаза, что краеведческий интерес к нему несколько поблёк.




.....

Фото 30-х - 40-х г.г.




...
Фото 50-х - 60-х г.г.




Фото 1959 г.




Фото 1968-69 г.г.



.....
Фото 70-х г.г.



Однако, раз уж мои записи сложились в цикл о первых гагринских гостиницах, то обойти тему ресторана никак не получится, потому что его история неразрывно связана с историей так называемой "Временной" гостиницы. Изначально оба здания, которые по изяществу и комфортабельности были достойны друг друга, составляли единый комплекс, выполненный в стиле альпийского шале. Ресторан обслуживал пансионеров "Временной" гостиницы, а также "Новой" гостиницы, которая была выстроена чуть позже рядом с восточным торцом ресторана. Центральный вход в обеденный зал был слева, со стороны стеклянной галереи, которая соединяла "Временную гостиницу" с рестораном.





Панорама из парка: "Временная" гостиница, ресторан "Гагрипш", "Новая" гостиница. 1905 г.



Когда рассказывают о том, чем знамениты ресторан "Гагрипш" и бывшая "Временная" гостиница, непременно упоминают, что здания были куплены принцем Ольденбургским на Всемирной выставке в Париже и привезены морем в разобранном виде, а также, что ресторан был построен из норвежской сосны без единого гвоздя.



Возможно, всё так оно и есть. Но, пока, достоверных источников, свидетельствующих в пользу хотя бы некоторых из этих фактов, я не нашел. Весь этот набор штампов кочует по страницам многочисленных брошюр Пачулиа 60-х - 80-х годов издания. Наиболее же раннее упоминание об этом я встретил в мемуарах В. Зёрнова, которые он записал в 1944 году.





Самая привлекательная гостиница – «Деревянная», или «Гагрипш», у самого парка. Она была куплена принцем Ольденбургским в Париже после выставки 1900 года и в разобранном виде на пароходе доставлена в Гагры, где и поставлена на новый фундамент.



Конечно, мне не известны все источники, которыми мог пользоваться уважаемый Вианор Панджович Пачулиа. Я полагаюсь лишь на несколько путеводителей и статей из журналов начала XX в. с описанием строящейся Климатической станции и некоторыми подробностями ее обустройства. Но ни в одном из этих источников о такой, казалось бы, примечательной истории, как происхождение "Гагрипша" не упоминается. Только в одном месте есть скромная фраза об этом строительстве, где руководителем работ по постройке всех первых зданий Климатической станции, в том числе и "Временной" гостиницы, называется Г. И. Люцедарский. Он известен широкой публике, как мастер петербургского модерна и автор гагринского дворца принца Ольденбургского.



В каталоге павильонов самой Всемирной выставки (продолжалась с 15 апреля по 12 ноября 1900 года) я также не нашел похожего здания, которое мог бы увидеть принц Ольденбургский в качестве прототипа "Гагрипша". Норвежский павильон выполнен в похожем стиле, однако, в нем экспонировались традиционные норвежские промыслы и ремесла, а не технология возведения подобных альпийских шале.



......



Все же, надо признать, что парижское происхождение "Гагрипша" косвенно прослеживается. В рекламном проспекте Гагринской Климатической станции 1905 года издания говорится, что гостиницу строили с апреля по август 1902 г., а ресторан - с июня по август. Оба здания были открыты 1 сентября того же года. В моем представлении этих сроков хватило бы, чтобы просто собрать из готовых компонентов строения, которые были демонтированы в их первоначальном месте постройки и перевезены в Гагры. Как раз такой метод быстрого возведения использовался, например, для "Швейцарской деревни", являвшейся обособленной частью экспозиции Швейцарии на Всемирной выставке. В Париже, на Марсовом поле был воспроизведен уголок альпийской горной деревни с отвесными тридцатиметровыми скалами, водопадом и живописными лугами. Здесь были представлены десятки образцов реальных шале, ресторанов, молокозаводов и пивоварен.





Фото с сайта culture.fr



Такой же метод практиковался в первые месяцы строительства Гагрской Климатической станции, о чем упоминается в другом источнике:





Через две недели местность преобразилась: словно из-под земли вырос первый курортный дом в 15 комнат, выстроенный в Москве и перевезенный сюда в разобранном виде. Для укладки его из Петербурга и Москвы был отправлен в Гагры целый поезд инструментов и рабочих – плотников, каменщиков, маляров, землекопов и пр. Топор и заступ одновременно застучали в дюжих руках 600 человек.



Возвращаясь к теме Парижской выставки, сделаю предположение, что здания ресторана и гостиницы, если и были заказаны Ольденбургским в Париже, то именно в "Швейцарской деревне" (вероятно всё же, это копии тех построек, что были представлены, а не сами постройки с выставки). Ведь эта площадка как раз и специализировалась на предложении зданий для местностей с влажным субтропическим климатом. В эту версию логично встраивается и тот факт, что на фронтоне ресторана установлен швейцарский часовой механизм: как утверждается в одной из статей, - «Шварцвальдский шотен». Примечательно, что в начале века у швейцарских часовщиков вообще были популярны корпуса часов, форма которых кажется подозрительно знакомой.





Часы с кукушкой в форме шале фирмы Brienz. Изготовлены около 1900 г.



Теперь порассуждаем о "гвоздях". Технология возведения альпийских шале изначально предполагала безгвоздевую сборку. Фундамент и высокий цокольный этаж делались каменными, далее из массивного бруса собирался столбовой каркас с обвязкой, который в один слой обшивался дранкой, оштукатуренной известью. Такие хижины использовались пастухами сезонно и не требовали особого утепления. Со временем они стали делаться более теплыми, прочными и использоваться как жилища для постоянного проживания. Способы их возведения вышли на более технологичный уровень. На стыке XIX и XX в.в. шале нашли широкое применение, в качестве постоянного жилья во многих странах центральной и северной Европы. Домики в альпийском стиле стали ассоциироваться с высоким положением в обществе и достатком.



В момент зарождения Климатической станции в Гаграх перед Александром Петровичем Ольденбургским стояла задача выстроить первоклассный курорт в кратчайшие сроки. Для этого модный альпийский стиль пришелся как нельзя кстати. Все новые постройки к моменту официального открытия Климатической станции имели выраженные особенности стиля шале. Он позволял сочетать эффектный облик построек с быстрым и относительно экономичным способом их возведения.



Многие критики принца Ольденбургского считали его затею со строительством курорта в такой глуши, каким считалось тогда местечко Гагры, авантюрой и пустой тратой казенных денег. Некоторые современники пеняли ему за то, что средства расходовались на эффектные, но негодные для наших условий проекты. Особенно любили припомнить принцу воровство народных денег советские революционные авторы.




После пышных своей таинственностью Язонов и Сезострисов, Гомеров и Эсхилов, коварная рука истории вплела в летопись Гагр и имя принца-лавочника Ольденбургского. Это он разбросал вдоль берега ленивые аллеи парка, построил гостиницы и дворцы, перенес из Швейцарии санаторий из папье-маше, наметил будущие курзалы и рестораны, игорные дома и уютные беседки для богатой и падкой на мелкие удовольствия своей аристократической знати.



Санаторием из папье-маше в очерке газеты "Заря востока", очевидно, названы корпуса гостиницы "Приморская", выстроенные в том же стиле и в то же время, что и "Гагрипш". Как делать поделки, обклеивая кусочками бумаги различные формы, знают многие. Поэтому упоминание о постройке здания из папье-маше кажется просто метафорой, намекающей на непрочность и временность конструкции. Не случайно первая гостиница на курорте долгие годы именовалась "Временной". Однако, материал, саркастически названный автором "папье-маше", имел в строительстве свое, вполне конкретное, название - дерево-бетон. Это смесь цемента с заполнителем из щепы, стружек и мелких сучьев, облицованная толстым картоном. Деревобетонные плиты изготавливались прямо на месте строительства.





Временная гостиница начата постройкой в апреле 1902 года и открыта 1 сентября того же года. Это чрезвычайно красивое здание в стиле moderne, трехэтажное, выстроенное из дерево-бетона.





Здания гостиницы и ресторана, в полном соответствии с альпийским стилем, опоясывали широкие открытые террасы из хвойных пород дерева. Также деревянные элементы каркаса и облицовки оставались открытыми, формируя узнаваемый облик шале. Возможно, всё это давало повод многим считать постройки полностью деревянными.






Одновременно, путаница могла возникнуть также из-за того, что временной гостиницей сначала называли номера на верхних этажах здания "Народной" столовой, выстроенной ещё раньше "Гагрипша".




Недавно, именно 23 января, Его Высочество принц А. П. Ольденбургский вторично отправился из Петербурга в Гагры для личных распоряжений на месте...

По полученным новейшим известиям, все начатые осенью работы теперь уже значительно подвинулись вперед. Здания для рабочих окончены точно так же, как и столовая, по образцу дешевых столовых Санкт-Петербургского общества трезвости... Кроме того, заканчивается уже постройка временного деревянного здания довольно обширной гостиницы.






В любом случае, путешественники, побывавшие внутри "Гагрипша" или снявшие номера в гостинице, имели возможность более точно определить из чего сделаны стены.




Гостиница почти готова. Она снабжена всеми удобствами. При нас устанавливали ванны, причем их должно быть в гостинице несколько десятков. Комнаты в гостинице высокие и светлые, простенки между ними бетонные. Гостиница выстроена на высоком фундаменте с удобопроветриваемым подпольем.




Большая, иначе «Временная» гостиница – двухэтажное здание в стиле шале, с просторными номерами, красиво отделанными сосной.



К слову, хотя гостиница и считалась роскошной, а её простенки были бетонными, самым большим неудобством в номерах оставалось полное отсутствие звукоизоляции (по свидетельствам постояльцев, тем же страдали и номера "Приморской" гостиницы, и даже комнаты во дворце самого принца Ольденбургского, как известно, ставшего в советское время санаторием).





Из неудобств, которые присущи гостиницам и бывают тягостны для живущих, особенно нервных людей, следует указать на чрезвычайную звукопроводимость стен. Малейший стук или шум внизу или наверху, громкий разговор разносятся по всему зданию и лишают покоя людей, приехавших в Гагры отдохнуть.




Простенки так тонки, что слышишь невольно не только разговор соседей, но даже то, что соседу снится.



Всего в гостинице было оборудовано 69 номеров. Чтобы войти с центрального входа посетитель должен был подняться по каменной двухсторонней лестнице. На сегодняшний день от всего здания остался только этот его элемент.
















Но, если бы вы оказались на вершине этой лестницы сто, или хотя бы тридцать, лет назад, то, сделав несколько шагов, попали бы в вестибюль первого этажа, прихотливо декорированный тропической растительностью.




Направо и налево от входа идут коридоры, по обеим сторонам которых номера. В конце левого коридора парикмахерская. Из вестибюля ведет лестница во второй этаж. Во втором этаже, прямо против входа, библиотека и читальня. Направо по коридору фотографический кабинет для фотографов-любителей, дамский салон и лестница в помещение почтово-телеграфной конторы с приемом международной корреспонденции.



Читальня выходит балконом на море, богато и со вкусом меблирована. Мягкая мебель, книжные шкафы, письменный и газетный столы – все выписано из Вены, от фабрики Hermann.
В читальне получается 30 изданий: 16 газет (11 русских, 1 английская, 1 французская, 3 немецких) и 14 журналов (8 русских, 2 английских, 2 французских и 2 немецких). Библиотека разделяется на три отдела: русский (372 тома), французский (498 томов) и немецкий (43 тома).



Дамский салон изящно отделан в том же стиле modern, прекрасно меблирован. Здесь хорошее пианино киевской фабрики А. Строболь и пианола. Игра на пианино в дамской комнате разрешается до 12 часов ночи. Салон выходит на балкон, обращенный к морю.



Большинство номеров имеют отдельные небольшие балконы, что в таком теплом климате является просто необходимостью. Номера в первом и втором этажах, обращены к морю, имеют ванные и уборные комнаты. Во всех номерах обстановка от Hermann, на которую не жалели средств. Нельзя не сознаться, что так комфортабельно обставленных гостиниц немного в России. Администрация сделала все, чтобы доставить посетителям всевозможные удобства. В каждом, даже самом дешевом, номере установлен телефонный аппарат Ideal, посредством которого можно переговариваться и который, в тоже время, служит будильником.



Отопление гостиницы паровое, освещение электрическое. В конторе гостиницы продаются билеты на страхование багажа на всевозможные суммы и на срок от одного дня до двенадцати месяцев.



О свободных помещениях в гостинице желательно справляться заблаговременно, а больным советуют списаться с врачём станции через Управление, так как во избежание заражения местности больные с ясно выраженными туберкулезом не принимаются.

















Внутренний вид одного из номеров гостиницы.
Кадр из фильма "Зимний вечер в Гаграх".



Отдельно нужно сказать о противопожарной оснащенности гостиницы. Здание было снабжено образцовыми противопожарными средствами, имело массу запасных выходов на случай пожара. Помещения были оборудованы пожарным трубопроводом, по которому, в случае пожара, должна была накачиваться вода под давлением. Для предупреждения о пожарной опасности предусматривалась подача сигнала по телефонному аппарату, которыми был оборудован каждый номер.











>> "Гагрипш": история в деталях (окончание)


<< На главную

Tags: Гагра, наше наследие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments