bat (batal) wrote,
bat
batal

Гагра. Дворец Его Императорского Высочества

Оригинал взят у spupper в post


Дворец Его Императорского Высочества






"Над Гаграми, на скале — прекрасен и грозен — высится замок, он был когда-то собственностью принца Ольденбургского. Теперь там малярийная станция, а наверху живут одиночки-жильцы. Чудесное зданье вовсе не использовано, содержится в позорно грязном виде, никому до него нет дела. Как только спустился с лесенок замка — прямо в садик. В садике круглый серый фонтан, в фонтане плавают черные миноги, трутся о холодеющие черные бутыли вина. За столиками в саду всегда людно".







Таким увидел знаменитый дворец советский писатель Дмитрий Фурманов, побывавший в Гаграх в 1926 году. Сегодня здание, некогда бывшее шикарным дворцом - это бесформенная и неопрятная каменная громада, которая нависает над шоссе при въезде в Гагру. Если бы Фурманову довелось вновь увидеть его теперь, то, думается, оно поразило бы писателя своим запустением и некчемностью гораздо сильнее.











Фото открывается в большом размере






Этот утес, видимо, не случайно был выбран принцем для постройки своей резиденции. Он находится в самой узкой части древнего черкесского пути с Северного Кавказа в Закавказье (так называемый Гагринский проход). Поскольку Александр Петрович задумал не просто курорт, а маленькое государство в государстве со своими порядками и образцовой дисциплиной, он непременно должен был быть в курсе всего происходящего в каждом уголке "своих" владений. Дворец был расположен таким образом, что возвышаясь над Старыми Гаграми, он, в то же время, находился достаточно близко к городку, чтобы сверху было видно и слышно все происходящее. Вся жизнь курорта проходила внизу и вокруг дворца. Оттуда открывались шикарные панорамные виды на всю Гагрскую бухту, на парк, гостиницы, пристань, далеко просматривалось шоссе со сторны Адлера. Как на ладони были многочисленные служебные постройки и базар в Жоэкварском ущелье. Замок на уступе отвесной скалы стал в буквальном смысле «дворянским гнездом», «свитым» принцем А.П. Ольденбургским.








Торжественные мероприятия по случаю прибытия Императора Николая II









Это фото взято из интернета



Некоторые источники, на мой взгляд, безосновательно, относят начало строительства дворца к 1898 году. На самом же деле, его начали строить одновременно с первыми зданиями Климатической станции. На момент высадки экспедиции для закладки курорта во главе с самим принцем Ольденбургским в октябре 1901 года никакого строительства в Гаграх не велось.





Мы посетили впервые этот прелестный уголок в августе 1901 года: в полуразрушенных казармах жили лесные объезчики "гагринской лесной казенной дачи Гудаутского участка Сухумского округа Кутаисской губернии", как об этом гласил две выцветшие вывески, прибитые к столбам.



Стены старого укрепления тонули в густых зарослях ежевики и различных пород лиан; старые фиговые деревья (инжир) подымались из заросшего рва и, изогнувшись стволом и вцепившись своими крепкими корнями в цемент стены, весело шевелили своими лапчатыми листьями.



На зеленой лужайке укрепления, некогда утоптанной тысячами солдатских подошв, мирно щипали короткую травку две лошади, и бродило несколько пестрых кур. Близ ворот, у старой приземистой башни, начиналась довольно хорошо сохранившаяся набережная; вдоль нея, покачивая высокими верхушками, крепко стояли старые тополи, видавшие турок. Аллея тянулась с полверсты. Кое-где белели остатки фундаментов, стены казарм или лодочных сараев.



В ущелье Жуэквары мы нашли остатки башни, построенной Муравьевым в 1841 году. Здесь же, ближе к морю, лежал в кубах асфальтовый камень, добытый рабочими полковника Давыдова, открывшего в ущелье большие залежи этого камня. Близ шоссейного моста через Жуэквару под тенью высоких тополей приютился его небольшой дом с балкончиком.



Как видно, описание достаточно подробное и, если бы на тот момент уже было заложено такое значимое строительство, как будущий дворец члена Императорской семьи, то это знаменательное событие непременно бы нашло отражение.





Строительство дворца 1901-1902 г.г.



Дворец принца Ольденбургского, как и многие другие здания Климатической станции в начальный период, строился под руководством классика модерна и давнего знакомого Александра Петровича, петербургского архитектора Григория Ипполитовича Люцедарского. Все источники, в том числе и современные той эпохе, называют Люцедарского автором проекта и руководителем строительства дворца.





Это фото взято из интернета



Однако, существуют воспоминания Адиле Аббас-оглы, где рассказывается история с некоторыми подробностями строительства. Но не Люцедарским, а дедом автора воспоминаний, предпринимателем иранского происхождения Яхья Аббас-оглы.





Еще до начала строительства гагрского курорта принц решил выстроить для себя дворец в Гаграх. О дальнейших событиях повествует наша семейная легенда. Принцу вздумалось построить дворец на скале. Дважды лучшие мастера закладывали фундамент дворца, который за короткое время давал трещину. Услыхав об иранце-строителе Аббас-оглы, принц пригласил его к себе. После короткой беседы дед согласился построить дворец к сроку, указанному принцем, и получил часть денег для начала строительства. Условились: если дворец не будет закончен в срок, то все денежные расходы лягут на деда.



Яхья немедленно приступил к делу. Заказчик был доволен успешным ходом строительства, но для завершения работы надлежало выдать оставшуюся часть денег, которых, очевидно, у принца не было. Деду пришлось добывать деньги у друзей и знакомых, и дворец был выстроен в срок.



На первый взгляд видится противоречие в вопросе о том, кто на самом деле может называться создателем дворца. Но, исходя из скудных сведений о Яхье Керболай Аббасе, можно все же предположить, что он, как известный местный строитель, имеющий готовую бригаду и наработанные схемы поставок стройматериалов, был привлечен в качестве подрядчика. Ну а, заложенные в проекте и воплощенные яркие черты модного тогда стиля модерн не оставляют сомнения в том, что к проекту приложил руку мастер этого стиля Г.И. Люцедарский. Он же осуществлял общее руководство всеми обширными строительными работами в Гаграх.





Фото С.М. Прокудина-Горского



Привычный всем облик дворца сформировался не сразу. Если внимательно взглянуть на фасад, отчетливо видно, что он состоит из двух, разных по стилю и назначению, частей. Сначала была выстроена западная часть дворца – ассиметричной архитектуры, с огромным круглым окном, выносной панорамной террасой, высокой трубой и декоративным элементом, имитирующим завиток виноградной лозы. В таком изначально компактном виде постройка выглядит, как самая настоящая вилла.







Прямо против пристани, на горе, на высоте 20 сажен, красиво выступает среди яркой зелени дворец Его Высочества Принца Александра Петровича Ольденбургского, в котором Его Высочество живет во время пребывания в Гаграх. Дворец закончен только в 1904 году, выстроен в два этажа с мансардами; первый этаж, в котором расположены парадные комнаты, каменный, второй и мансарды – деревянно-бетонные. К дворцу ведет широкая проезжая дорога со стороны пристани и две пешеходные тропы – от временной гостиницы и от крепости.




....


















Восточная четырехэтажная часть дворца в архитектурном плане выглядит гораздо спокойнее. Она имеет на трех верхних этажах, в том числе мансардном, много комнат для проживания с маленькими однотипными балкончиками, а первый этаж похож на галерею. Каминные трубы не задействованы в создании стиля, а несут чисто функциональную нагрузку.






























Если абстрагироваться от привычного сочетания обеих частей, то видно, что это просто соединенные друг с другом два разных здания. Для каких целей Ольденбургскому понадобилась пристройка гостиничного типа, ни в одном из прочитанных мною источниках не разъясняется. С одной стороны, не могу даже подумать, что эти комнаты предназначались для сдачи внаем. С другой стороны, сложно представить, что предполагалось одновременное присутствие стольких личных гостей.





Четыре гостьи принца
Фото взято из интернета







Загадкой для меня остается и изначальное предназначение верхнего флигеля со смотровой башенкой выше основного здания дворца. Этот флигель был построен также Люцедарским, и сейчас его принято называть домиком для прислуги или охотничьим домиком с башней сокольничего.



......

Фото начала 2000-х г.г. из интернета














В моем понимании охотничий домик должен располагаться где-то далеко от основного жилища, непосредственно в окрестностях проведения охоты или отдыха. Так, например, как располагается охотничий домик Николая II на Красной поляне. Но тогда уместнее сравнивать с ним сам дворец Ольденбургского, особенно в первоначальном исполнении, а флигель по аналогии назвать домиком егеря.



В большинстве сохранившихся замков-дач, которые мы видим в Гагре, над самим домом обязательно возвышается небольшая башенка. Такую конструкцию имеет широко известная дача Федюшиной; такая башня присутствует у соседнего дома по другую сторону пансионата «Скала». Есть башня и у дачи Голдобина в Гребешке, у дачи Ольховского, у дачи Андреева и у дачи Кортуковой (она же дача Лакоба). Все эти дома стоят на возвышенности и имеют площадку на самом верху. Но она предназначена не для выгула ловчих птиц, а для обзора потрясающих видов побережья. Теперь взгляните на дворец Ольденбургского и найдите смотровую площадку на здании. Её там нет, потому что она еще выше. Ведь перечисленные дачи итак стоят на самом высоком месте своего участка, а огороженная территория от дворца наоборот поднимается вверх. Где же устроить смотровую башню, как не на самой верхней точке участка?



Во флигелях дворца обычно принято поселять прислугу. Но в нашем случае сомневаюсь, что принц, довольно ревностно относящийся к вопросу субординации, позволил бы расположиться дворовым служащим над собственной резиденцией, да еще построил бы для прислуги смотровую башню с лучшими видами на побережье.






В некоторых источниках, например в путеводителях Мачавариани и Москвича, говорится о дворце принцессы Ольденбургской, который «приютился высоко на горе». Оба путеводителя 1913 года издания, имеют текст, явно скопированы с какого-то одного первоисточника.




Высоко на склоне горы приютился дворец принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Это смелое, оригинальное и прекрасно расположенное здание. Взберемся вверх ко дворцу и полюбуемся чудным видом, который открывается отсюда. С одной стороны – молодой, но уже прекрасный парк с озерами, фонтанами и проч; между ними – каменная набережная по берегу моря, от которой лестница ведет на пляж и к небольшой железной пристани. Отсюда - огромная площадь, разбитая и распланированная под Приморский бульвар, обсаженный пальмами, магнолиями и другими экзотическими растениями. Бульвар этот протяжением около 3 вер.



Высоко на склоне Гагры приютился дворец принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, откуда открывается волшебный вид на море и на всю окружающую природу. С одной стороны парк с фонтанами и пр. Между ними – каменная набережная к берегу моря, от которой лестница ведет на пляж и к небольшой железной пристани. С другой – огромная площадь, разбитая и распланированная под Приморский бульвар, засаженный пальмами, магнолиями и другими экзотическими растениями. Бульвар на протяжении 3-х верст.


Это упоминание о некоем "дворце принцессы" я всё же склонен списать на неточность или заблуждение автора, чем всерьез предполагать, что флигель с башней был предназначен для Евгении Максимилиановны. Она на тот момент была уже парализована, поэтому взбираться на самую высоту ей было бы затруднительно.






Тогда какую же функцию выполнял этот домик с башней? Есть одно предположение, которое, на мой взгляд, дает наиболее логичный ответ. Версия эта появилась у меня, когда мы обсуждали еще некоторые непонятные детали дворца - ванну и чашу с фонтанчиком, расположенную на задней стене, а также изображенную на чаше монограмму “ПАО” со стрелкой.



Фото 2005 г. с сайта nekta-ja.livejournal.com
Фото 2010 г.
Фото 2015 г.





- Позади дворца принца Ольденбургского есть такая чаша. Кто имеет какие-то предположения, для чего она? И что значит ПАО со стрелкой в 1913 году?



- Может какое-нибудь акционерное общество?

А вот с чашей ассоциации только на предмет минеральной водички.



- ПАО - Принц Александр Ольденбургский



- Я думаю, ПАО - это инициалы сына принца (Александра Петровича Ольденбургского) - Петр Александрович Ольденбургский - ПАО)

Цифра 1913... Может быть, потому что эта чаша посвящена сыну, ПАО?



- Из отзыва одной женщины - "Поездка в Замок принцессы Ольденбургской" (п.Рамонь, Воронежская область): тут рассказывается об использовании геральдические символы Ольденбургских на дубовых плитах потолка в библиотеке и букв "АЕП" (Александр, Евгения, Пётр). Про ПАО столько написано: и что он был... нетрадиционной ориентации... и что картежник... и что поэтому и дал развод своей жене... через 13 лет



- А что там по стрелке, дальше находится сейчас? И что, предположительно, в направлении, указанном стрелкой, могло быть в 1913 году?



- В 1913 году ПАО ещё был женат и скрывал от Принца Ольденбургского (своего отца), что живет с другой в этом же замке. Может, стрелка на чаше показывает направление? Типа ПАО там.



- Да, а на первый вопрос - ассоциация одна - источник? Не обязательно минеральный.



- Кстати, чуть поодаль ещё целая ванна есть.



Если «ПАО» действительно относится к Петру Александровичу, то в 1913 году в его жизни было два знаменательных события. В мае ему было пожаловано звание генерал-майора свиты (в котором он и оставался до последних лет своей жизни). А в декабре 1913 г. он попал в железнодорожную аварию, но остался невредим. Принц Петр Александрович Ольденбургский возвращался в курьерском поезде с Кавказа.



«Ночью на перегоне между станциями Сагуны и Лиски шедший со скоростью около 50 км/ч поезд столкнулся со стоявшим на пути паровозом. Несмотря на темноту, машинист поезда заметил паровоз и включил экстренное торможение, но столкновения не удалось избежать. Многие пассажиры от удара попадали и получили ушибы. Принц остался невредим и в благодарность за проявленную машинистом бдительность, позволившую избежать ужасной катастрофы, подарил ему свой золотой портсигар».



По направлению стрелки вообще главный вход. Но там же есть лестница наверх, к башенке, которая сейчас отреставрирована. Мне никто так точно не сказал о ее предназначении. Экскурсоводы обычно говорят, что это охотничий домик с башней сокольничего или просто корпус обслуги. Но вот, если там принц поселил сына с женой, то это как-то более объяснимо.




- К чаше наверняка был кран.

Чаша с краном определенно имеет отношение к воде,

возможно и к водопроводу Александра Петровича.

Не обозначает ли стрелка направление движения воды

или стока воды из одной чаши в другую, или в ванну?



Вряд ли стрелкой обозначали, где жена с сыном,

Принц, наверное, мог найти к ним дорогу и без стрелок.

Ну а если предположить, что все-таки не мог, то нарисовали бы повыше - на уровне глаз.



- Могли обозначить, только в виде шутки. Те еще шутники были.

И обозначал наверняка не сам принц, а тот, кто воздвигал сооружение.



- "Наиболее ценные здания местечка были снабжены дырчатыми трубопроводами, расположенными в середине потолка каждого помещения. В случае пожара, по замыслу, в эти трубы должна была под большим давлением накачиваться вода, чтобы сбивать пламя не только снаружи, но, подобно неожиданному кавалерийскому рейду в тылы врага, уничтожать его изнутри.

Потомственный преображенец, участник турецкой кампании, принц знал толк в таких вещах.

Правда, пожары в Гаграх, как в турецкой бане, случались крайне редко, но на то и санитарные меры. Санитария – великая вещь! Недаром принц Ольденбургскии в свое время возглавлял комиссию по борьбе с чумой."



Я к чему веду? Может быть эта чаша наполнялась водой и была предназначена на всякий случай, для тушения пожаров в комнатах ПАО?



- ПАО - пожарное аварийное обеспечение? И стрелкой - направление эвакуации при пожаре? Нее, все эти знаки, исполненные на камне, я думаю, не относятся к разряду технических. Они что-то символизируют. Зная о повсеместном увлечении масонством на стыке веков (и принц не был исключением), этому набору символов я бы скорее дал некое руническое объяснение. Особенно с учётом именно цифры 1913. Стрела, к примеру - символ мужского начала, а Петру Александровичу, как известно, именно этого не хватало. И конечно, надпись связана как-то с той водичкой, что наполняла эту чашу. Если это, конечно, просто не именной питьевой фонтанчик.





Стилизованные крышки люков ждут применения на территории, прилегающей к флигелю.



К слову об аква емкостях, имеющихся во дворце, хочу заметить, что чаша с краном была обустроена, видимо, в 1913 году, когда дворец был уже полностью построен. О ее предназначении вопрос остался открытым. К ванне с другой строны стены примыкал отдельный камин, явно служивший для нагрева воды. А на первом этаже, в скальной стене коридора, ведущего в подвал, еще был выдолблен грот с минибассейном, также непонятного назначения.



Фото 2015 г.
Фото 2010 г.













Итак, вряд ли направление стрелки на чаше связано с указанием пути к резиденции Петра Александровича. Но сама версия, что верхний флигель был изначально построен для единственного сына Ольденбургского - Петра и Ольги Александровны, его супруги, мне продолжает нравиться. Ведь, в 1902-м году, пока основной дворец только начинал строиться, персонально для молодоженов на берегу был сооружен так называемый Временный дворец, по сути - щитовой домик. Поэтому, резонно предположить, что на территории настоящего дворца им также могли обустроить персональное жилище. К слову, на одном из старых фото (см. Приложение, фото № 37) видно, что весь участок внутри поделен надвое поперечной стеной, которая существует и сегодня.







***



27 сентября 2013 года в Гагре с частным визитом побывали внучатый племянник принца Александра Ольденбургского герцог Гуно фон Ольденбург с супругой герцогиней Фелицитас фон Ольденбург. Прием был устроен в отреставрированном флигеле.










Фото с сайта Wikimedia



На памятной табличке указано, что флигель был построен в 1906 году. Как бы не хотелось подвергать ревизии мнение нынешнего уважаемого владельца, но, все же, долго сопоставляя различные источники, я, в конце концов, все же склонен считать, что это произошло позже. На старых фото (см. Приложение фото №№ 25, 37) видно, что некоторое время вторая очередь дворца и флигель одновременно были в стадии строительства. Но также мы видим (см. Приложение фото № 28), что дворец уже был достроен в то время, как флигель оставался еще в лесах. Сразу несколько открыток и, по крайней мере, один печатный источник свидетельствуют, что это ситуация 1908 года.



К аргументам в пользу более поздней даты я бы отнес и революционные события конца 1905 - начала 1906 г.г. Ольденбургские в этот период отсутствовали в России. В Гаграх происходили беспорядки, организованные местными революционерами и даже было совершено убийство Управляющего Климатической станции. Власть непродолжительное время контролировалась революционным комитетом. Эти события могли повлиять на приостановку строительных работ. На открытках часто встречается вид, где построен только первый этаж гостевого крыла (см. Приложение фото №№ 22, 34, 35, 54). Можно предположить, что в таком состоянии строительство было заморожено.



Некоторое недоумение вызывает пара уникальных в своем роде фото (см. Приложение фото №№ 25, 37), где я разглядел, что мансардный этаж гостевого крыла строится сразу над вторым этажом. То есть комнаты с балконами устроены всего в один ряд, в то время как на всех остальных открытках прекрасно видно два ряда балконов, и только затем мансардный этаж. Значит, в какой-то момент возникла потребность в увеличении числа комнат. И, несмотря на то, что изначально задуманная конструкция была уже почти готова, здание было перестроено.



А.П. Ольденбургский проводил в Гаграх по несколько месяцев в году и, покуда велось строительство, жил в т.н. временном дворце.




Было очень интересно увидеть результаты «творчества» принца по прошествии десяти лет. Принц теперь жил в собственном доме, построенном из местного серого камня. И было забавно вспоминать о маленькой деревянной хижине, которая всего десять лет назад стояла на этом месте.






***



Еще на начальном этапе строительства дворца в верхней точке расчищенного склона, выше места, где потом появился каменный забор, был установлен маяк (см. Приложение фото №№ 25 - 28, 36, 37).




Вечером, при обильно заливающем Гагры электрическом освещении, они кажутся ещё уютнее. На отвесной скале эффектно горят огнями все три этажа дворца принца с венчающим здание большим красным маяком.


На советских фото, начиная с середины пятидесятых, можно увидеть, что в эти годы маяк уже другой, а уровнем ниже, внутри огороженной дворцовой территории, есть еще второй. В паре они выполняли функцию ведущих огней: если судно на правильном курсе к гагрской пристани, то с него можно наблюдать одновременно оба маяка, находящихся на линии курса, визуально один над другим. На данный момент остался только один маяк из этой пары.







.......




***



С восточной стороны, в нижнем углу дворцовой ограды, рядом с воротами, есть ещё одна башенка - круглая. С ее предназначением, мне думается, разобраться гораздо проще. Хотя раньше, когда она еле виднелась из зарослей колючки, я был уверен, что это обычная советская водонапорная башня. Но, когда заросли расчистили, стало понятно, что это та самая башня, которая хорошо видна на ранних фото дворца. Скорее всего, это башня стражников.













Фото 2005 г. с сайта nat-ts.livejournal.com





Фото 2010 г.



















***



Основные элементы дворцового комплекса были завершены постройкой к 1908 году. Хотя, конечно, в течение следующих ста лет происходили незначительные изменения в его внешнем облике. Так, например, уже в 1912 году на втором этаже, рядом с круглым окном, выгородили и застеклили угол балкона (см. Приложение фото № 26). Получился какой-то уродливый скворечник в самом центре, да еще и выступающий за пределы фасадной стены. Не знаю, какая практическая необходимость в том была, но без воли принца сделать такое никто бы себе не позволил.





Фото 2005 г. с сайта nat-ts.livejournal.com



Ещё во время стыковки с гостевой частью на торце западного крыла были переделаны и появились новые архитектурные элементы: пристроен угловой балкон с металлическими перилами на два фронтальных окна второго этажа; открытый каменный балкон первого этажа на торце превратился в застекленный эркер с надстроенным над ним балконом и дверью вместо окна второго этажа.















Дворец Его Императорского Высочества (продолжение)




<< На главную

Tags: Гагра, наше наследие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments